Город как школа

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> СОЮЗНИКИ >> На путях к новой школе >> No 3 2003 год >> Город как школа >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/12/20


Подростки и сети

  Пример сети, складывающейся вокруг подростка, помогающей решать его психологические, социальные и образовательные проблемы. Осуществляется это путем выхода подростков в город, за стены школы и предоставления им возможности учиться у профессионалов прямо на рабочем месте, возвращаясь в школу для обсуждения, осмысления своего опыта и планирования дальнейших собственных шагов в образовании и жизни.

Ольга Милославовна ЛЕОНТЬЕВА

Москва,
один из разработчиков образовательной системы "Школа-парк", учитель биологии, журналист газеты "Первое сентября", кандидат пед.наук

Город как школа

Фактически сеть проектов "Продуктивное образование в Европе" является разросшейся вариацией другого проекта, который появился в 1972 году в Нью-Йорке под названием "Город как школа". Эта школа была создана для старших школьников, неуспешных в обычной образовательной системе по разным причинам: психологическим, физиологическим, социальным отклонениям. Но не стоит думать, что это специальная школа для отсталых детей. Просто, как и многим другим принципиально новым педагогическим течениям, авторам идеи пришлось доказывать ее состоятельность на детях, с которыми обычная школа справиться не в силах. А идея была простой: дать учащимся возможность учиться у настоящих мастеров реальному делу, возвращаясь в здание школы только для того, чтобы проанализировать свое продвижение и проблемы и понять, что же необходимо для успешной работы. Основное время учебы ребята стали проводить не в стенах школы, а в городе, на конкретных рабочих местах, а в школе находились лишь один-два дня в неделю. Сегодня этот проект стал мощной альтернативой классно-урочной системе образования: например, в Нью-Йорке ребятам предлагают на выбор более трех тысяч рабочих мест. Работая на конкретных местах в городе, ребята учатся, постоянно используя и развивая личный опыт, переучиваясь, выбирая значимую для себя информацию.

 

Принципы продуктивного образования

Целью продуктивного образования является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. Другими словами, каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности (для старших школьников - работы), в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

Никто из организаторов и основателей этого движения в педагогике не говорит о том, что они изобрели метод, позволяющий преподавателям легко вложить в головы учащихся существующие книжные истины. Продуктивное образование не занимается переложением знаний из голов взрослых в головы учеников. Учебники и книги не являются там средством обучения, а их "освоение и запоминание" - его целью. Вопрос "как же учащиеся освоят школьную программу" бессмыслен для продуктивного образования, так же как для обычной школы бессмыслен вопрос "как сделать школу свободной, но при этом заставить каждого "отсидеть" там определенное количество часов"... Использование собственного опыта с пользой для других, анализ достигнутых результатов, выбор форм и места деятельности, ответственность за собственный выбор не только перед собой, но и перед другими - все это можно назвать целью обучения в продуктивном образовании.

Отметки, как зафиксированной учителем оценки знаний, умений, навыков ученика, выраженной в баллах или других разноуровневых символах, в продуктивном образовании не существует. Если нет обязательной для всех программы, нет и возможности и необходимости сравнивать скорость ее постижения, т.е. выставлять учащимся отметки.

Действительно, целью продуктивного обучения является не получение стандартного сертификата об образовании, учащимся не выставляют текущих и итоговых отметок, не существует такого понятия, как "перевод в следующий класс". Система оценивания, скорее, похожа на индивидуальную консультацию у психолога, помогающего человеку не только осознать свое продвижение к намеченной цели, но и понять, что в нем самом этому мешает и как с этим бороться. Здесь обсуждается, что ученик сумел сделать, чему при этом научился, что нужно для наибольшего успеха в работе, какую деятельность он выбирает для дальнейшей учебы и почему. От этой оценки зависят не видимая успешность достижений (каковая выражается в сертификате об образовании), а дальнейшие действия самого ученика.

 

Что вместо уроков?

Вместо уроков в системе продуктивного образования существуют следующие этапы деятельности:

1. Деятельность в социуме, в процессе которой учащийся не только использует, но и развивает собственные умения, выявляет точки "стопора", без прохождения через которые он не сможет действовать и расти в данном деле. Так, младшие школьники могут делать нечто весомое друг для друга, для родственников, других учеников школы. Средние школьники активно ищут поле деятельности внутри школы и начинают выходить за ее пределы, а старшие школьники работают в городе на конкретных рабочих местах. Ситуации постоянного свободного выбора для младших и средних школьников позволяют ученикам ощущать результаты своей деятельности даже внутри занятий школьными учебными предметами. Это позволяет сделать продуктивными все занятия в школе, а не только участок дополнительных к обычным урокам занятий в виде так называемых проектов.

2. Обсуждение результатов и проблем с учителем, что одновременно является деятельностной оценкой и формой педагогической поддержки; такая оценка помогает ученику осознать достигнутые результаты и проблемы, принять решение о дальнейших действиях.

3. Обсуждение проблем с другими учащимися школы, благодаря которому ребята могут выявить происхождение собственных проблем, помочь друг другу в решении общих важных вопросов. Этот этап необычен для других образовательных систем и очень важен для продуктивного образования, особенно для младших и средних школьников. Практически все учебные группы в проекте "Продуктивное образование" - разновозрастные, что помогает каждому ученику не только найти помощь в нужный момент, но и быть нужным для кого-то более слабого, то есть использовать свой потенциал.

4. Выход на новую, более осознанную деятельность как в социуме, так и внутри школы. Старшие школьники, возвращаясь с рабочих мест, часто изъявляют желание пройти тот или иной курс внутри школы, так как понимают его необходимость для дальнейшей специализации. Средние школьники часто создают микрогруппы и выстраивают совместно образовательные траектории, обогащая при этом друг друга и неизменно поддерживая.

Очень важно, что в системе, где нет отметок, нет единой программы и задачи "передать" знания подрастающему поколению, нет еще одного неизменного атрибута класс-школы - урока, специального действия, направленного на передачу информации от учителя к ученикам, которое ученики обязаны посещать и в результате которого ученикам выставляются (или могут быть выставлены) отметки.

Все группы, формирующиеся на вышеописанных этапах, не являются закрытыми классами. На работе это - коллектив, сформированный на добровольных началах, выполняющий некоторое общее дело и заинтересованный в добросовестной работе каждого. В школе - открытые студии (или другие структурные единицы), в которые ученик может прийти по своему собственному выбору и сам несет ответственность за принятое решение, причем в первую очередь - перед остальными ребятами, а не перед учителем. Учитель в школе не является для ребенка проводником некоторой общей программы, а выполняет совсем иную роль - помощника с большим опытом, следовательно, в этих условиях пара учитель-ученик не может считаться классом.

Продуктивное образование является способом, готовым сегодня полностью заменить классно-урочную систему обучения. Всякое новое - хорошо забытое старое, и данный пример - не исключение из этого правила. Скорее, продуктивное образование - одна из моделей, позволяющая использовать существовавшую веками (до появления классно-урочной школы) форму образования на современном этапе развития общества. Это - именно СИСТЕМА образования, а не дополнение к нему и не профориентация. Места и способы работы меняются в данной системе с определенной периодичностью, что позволяет учащимся расширять спектр собственных умений и знаний о мире. Работая, например, в социальной сфере, ребята учатся излагать свои мысли письменно и устно, мотивировать собственное мнение, уважать чужое, т.е. на практике учатся многим реально нужным вещам. Это - способ учебы, приводящий к высоким результатам.

Продуктивное обучение не является дополнительным к "базовому", "основному" образованию. К сожалению, многие не обращают внимания на эту характеристику "learning by doing" - "учимся, делая", пытаясь использовать его методы в так называемом дополнительном образовании. Однако тогда нужно признать, что именно продуктивным образованием и занимались во всех кружках и секциях, только сейчас это по-другому называется... Если представить себе "дворец творчества", в котором дети учатся вместо общеобразовательной школы, а не после нее, это был бы один из вариантов продуктивного образования.

Очень важно отметить, что описываемая система также не является одним из способов профессиональной ориентации учащихся, хотя в процессе такого обучения ребята часто и находят интересные для себя профессии. Дело в том, что средние и старшие школьники часто меняют сферу деятельности (работы), это позволяет им учиться выбирать и переучиваться, расширяя свои умения и кругозор.

 

Работа учителей

Учитель продуктивного образования имеет профессиональную позицию, непривычную для классно-урочной системы. Как минимум двое взрослых работают с каждым учеником: практик (мастер, работающий с учеником на рабочем месте и ведущий его как своего ученика, подмастерье в рамках собственной профессии) и школьный учитель (находящийся в позиции педагога-тьютора), помогающий учащемуся выбрать место деятельности, проанализировать собственные образовательные проблемы и увидеть достижения.

Учитель, работающий в такой школе как преподаватель какого-либо предмета, ведет не обычные уроки, а своего рода мастерские (студии), в которых специально создает такие же рабочие места. Причем учитель неизменно сам принимает участие в общей работе, занимая позицию старшего и более опытного члена коллектива, а не обучающего и контролирующего взрослого.

Интересно, что в продуктивном образовании предпочитают не описывать теоретические рекомендации способов работы учителей. Вместо этого собирают конкретные примеры и жизненные истории детей, обмен опытом работы становится обсуждением подобных "образовательных историй". Поэтому и в данной статье я приведу пример такой истории.

 

Салли - исключение или правило?

Салли всего пятнадцать, но тяжелый жизненный опыт прервал ее детство уже пять лет назад. Именно тогда умерла мама, папа женился на другой и уехал, она осталась жить с бабушкой, которой была совершенно не нужна, появились "свободолюбивые" друзья, стала выпивать, бросила школу... К сожалению, таких девчонок и мальчишек тысячи в каждой стране, и если мы, взрослые, не находим способа помочь им (я имею в виду не денежную помощь, а поддержку в поисках верного жизненного пути), сегодняшние "дети" причинят нам много хлопот в будущем, так как именно они имеют наивысший шанс пополнить ряды преступного мира. Именно для них общество ставит зачастую непреодолимые задачи: хорошо учись - получишь свидетельство об образовании; будешь иметь свидетельство - сможешь пойти учиться дальше; окончишь университет - будешь иметь хорошую профессию; будешь иметь хорошую профессию - сможешь иметь дом, квартиру, семью. Словом, тогда ты и станешь счастливым человеком.

А если человек споткнулся (или ему подставили подножку?) на первом, самом сложном и важном этапе? Если что-то случилось, когда ему было всего семь - десять - двенадцать - пятнадцать лет: семейная драма и социальная неустроенность, психологические конфликты в школе и нежелание подчиняться ее нормам, подавляющим индивидуальность, - вот что заставляет ребенка бросить школу. Заметьте, если взрослый человек бросает семью или работу, он имеет шанс даже через несколько лет все исправить. Если же несовершеннолетний и зависимый от взрослых ребенок бросает школу, то с каждым днем у него все меньше шансов исправить (чужую?) ошибку.

 

Как помочь Салли?

Наша Салли, несмотря на все жизненные перипетии, осталась верна своей мечте: она хочет быть актрисой. А может, вовсе и не хочет, просто так говорит навязчивым взрослым, так как на самом деле уверена, что никогда ей не иметь такой интересной и увлекательной работы. Ей много раз говорили, что для этого надо много учиться, а в классе сидеть у нее нет ни сил, ни желания... Однако в данной школе ей не стали говорить о программе и отметках. Ей стали спокойно помогать добиваться намеченной цели, какой бы заоблачной она ни была.

- Хочешь быть актрисой? Хорошо, давай подумаем, что ты можешь делать уже сейчас, чему для этой профессии тебе необходимо научиться. Ты хоть сейчас готова сниматься в кино? Только не знаешь, кому для этого нужно отправить свои данные? Пожалуйста, мы поможем тебе найти необходимый телефон кинокомпании, только звонить будешь сама. Салли робко звонит по телефону. Разговор оказывается очень коротким и совсем не таким, как она ожидала: "Простите, но мы не работаем с непрофессионалами. Обратитесь к нам, когда получите специальное образование". Слезы... Но старшие в школе спокойно показывают, что это вовсе не конец света, скорее, начало долгого и увлекательного пути.

- Может быть, ты неправильно повела разговор? Давай вместе подумаем, чего ты хотела добиться этим телефонным звонком, почему у тебя не получилось, как можно было изменить сам диалог, чтобы добиться намеченной цели. После серьезного обсуждения этой, на взгляд Салли, пустячной проблемы следует новый звонок, гораздо более успешный: "А, вам всего пятнадцать, вы мечтаете участвовать в любых съемках, даже в массовках? Пожалуйста, заполните свою анкету и пришлите по адресу..."

И вот она, долгожданная анкета лежит перед Салли на столе... Но как ее заполнить? А вдруг будет много ошибок, тогда над ней будут смеяться... Но учитель не посылает девушку учиться правописанию в класс, он предлагает посмотреть, как заполняются другие анкеты, предлагает помощь, свою и других учеников школы. Ничего страшного, всем было трудно, всем кто-то помогал!

Анкета отправлена, впереди долгое ожидание. Может, стоит за это время заняться чем-то интересным и полезным для будущей профессии, например, позаниматься пластикой, постановкой голоса. А еще для артиста важна наблюдательность, знание разных специальностей, многочисленные знакомства. А что, если устроить Салли на работу в кафе настоящего театра? Она станет на шажок ближе к своей мечте, возможно, научится многим интересным и полезным в дальнейшем вещам.

Салли работает на своем первом рабочем месте, ей очень трудно, но и интересно. Если она будет довольна работой и если ею будут довольны, она отработает шесть-восемь недель (в разных странах по-разному) и будет искать новое для себя место, возможно, даже начнет помогать гримеру или осветителю в том же театре, а значит, будет еще ближе к артистам. Но в отличие от учеников обычных школ у Салли будет первое рекомендательное письмо, которое расскажет о ней будущим работодателям куда больше, чем безликие отметки. Так Салли будет периодически менять работу, учиться на каждом месте новым вещам, если захочет - может пройти теоретические курсы в школе, что даст ей возможность учиться дальше. Учитель для нее не является небожителем, знающим, "что" и "как надо" делать. Он не проверяет строго, умеет ли это девушка. Учитель в этой школе - это тот необходимый каждому тинэйджеру старший, который помогает найти личный путь, поддерживает в случае неудач, может ошибаться, но умеет справляться с возникающими проблемами, показывает, как это делается.

А если ученик не хочет работать на выбранном рабочем месте? Сначала учитель вместе с учеником попробует разобраться в причинах и решить возникшую проблему. Если это не удастся, будут вдвоем выбирать новое место работы. Никаких отметок, подведения итогов, конкуренции между учениками. Получил хорошее рекомендательное письмо - радуйся, не получил - давай вместе думать, почему, и не повторять ошибок на новом месте. (Вижу, как многие коллеги спешат возразить, что все описанное выше - лишь эмоции, здесь нет никакой новой СИСТЕМЫ образования. Для тех, кто, став взрослым, разучился видеть смысл за образами, следующая часть).

 

Результаты

Итак, каждому учащемуся помогает его школьный тьютор. Нет, он не контролирует ученика и не ставит отметку за мастерство. Они вместе обсуждают, что произошло с молодым человеком на работе: где было легко, а где возникали трудности. Они пытаются преодолеть их вместе, найти оптимальные пути решения всех проблем. Иногда для этого некоторым ребятам приходится сесть за парты (на время) в обычные классы. И многие делают это вполне успешно: просто в этом случае они понимают, ЗАЧЕМ ИМ это нужно, а не выполняют задания ради получения стандартного аттестата. А потом, вместе с тьютором, выбирают новое место работы.

А на работе? Проще привести пример, тогда все станет понятнее. Например, подросток работает помощником повара в ресторане. При этом тьютор показывает ему на практике, что тот учится не только готовить пищу, но и читать (поощряется самостоятельная работа с кулинарными книгами), писать (ведение дневника - практически общее условие для всех), он учится истории и географии (чтобы понять особенности кухни разных стран, современные и старинные рецепты), математике (калькуляция, расчет продуктов), дизайну (оформление стола). А кто-то из ребят и в бухгалтерию заглянет, это тоже интересно. Найти все эти ТОЧКИ САМООБРАЗОВАНИЯ ученику тоже помогает тьютор, еженедельно обсуждая все происходящее на работе.

 

Будущее продуктивного образования

Будущее - самый сложный и важный вопрос. Все участники этого движения верят, что для любого государства, безусловно, выгоднее вложить деньги, обеспечивая поддержку индивидуальности младших и средних школьников или помогая столкнувшимся с трудностями 16-20-летним, нежели потом бороться с наркоманией и расширять тюрьмы. Единомышленники спорят о тех или иных путях расширения этого движения. Мнения расходятся, но все же можно увидеть основные варианты уже сегодня.

Первым и самым вероятным путем развития продуктивного образования, безусловно, является увеличение числа аналогичных школ в различных странах. При этом имеются в виду именно школы для старших учеников, имеющих (имевших) проблемы в образовании. Эта важная и очень специфическая ветвь в педагогике не конкурирует с системой общего образования и удобна для тех, кто и сегодня продолжает настаивать на незаменимости классно-урочной системы и ее ценностей. Удобна именно тем, что работает как поддерживающий эту систему механизм.

Дело в том, что классно-урочная школа, занимаясь передачей знаний и культурных норм от старшего поколения к младшему (при использовании письменных источников как абсолютных знаний на данном этапе развития социума), постоянно сталкивается со следующей проблемой: научить всех одинаково успешно одному и тому же невозможно. При этом возникает и развивается система продуктивного образования для "сложных" подростков, готовая взять выброшенную класс-школой группу на себя, тем самым замаскировывая проблему, оставляя за класс-школой право калечить этих и многих других детей вплоть до пятнадцатилетнего возраста: мол, делайте там что хотите, ведь продуктивное образование сумеет исправить ошибки, сделанные класс-школой. А раз так, то и нечего думать, как исправлять и саму систему, и способы работы учителей в среднем и младшем звене школы.

В то же время, вполне вероятно, что данный способ внедрения продуктивного образования уже выполнил свою основную миссию: показал миру, что можно успешно строить образование и вне стен классов, программ и школ. На сегодняшний момент в проект включаются общеобразовательные школы, что дает надежду на обучение большего количества учеников на конкретных рабочих местах.

Второй возможный и вполне реальный путь развития продуктивного образования - введение его способов и методов как дополнения к обычному обучению в общеобразовательной старшей школе. Этим, например, занимаются в ряде школ России: в старших классах наряду с обязательными учебными занятиями в школе проводят так называемые социальные практики в городе, на различных рабочих местах. При этом дети не только получают навыки работы, но и обогащают свой социальный опыт, что очень важно при выходе из постоянно защищающих стен школы в переменчивый социум. При этом продуктивное образование становится ветвью дополнительного образования, не посягает на "святая святых" классно-урочной системы, а, следовательно, снова дополняет и охраняет ее.

И третий путь, самый сложный на современном этапе, но, на мой взгляд, самый необходимый. Это - построение и внедрение такой же или равноценной (с такими же образовательными ценностями) структуры в системе среднего и начального образования. Структуры со всеми "НЕ", важными для продуктивного образования: НЕ стремящейся вложить одинаковую сумму знаний в детские головы; НЕ имеющую системы т.н. "объективных" отметок; БЕЗ закрытых классов и уроков.

Такие структуры являются основным, а не дополнительным образованием; используют действие в учебе, а не только при профориентации; они обеспечивают прибыльное учение, а не убыточное обучение, как при современной организации школы. Этот путь только зарождается в структуре современного продуктивного образования и не все новое легко приживается.



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования